На смену крупным бутальным часам на женском запястье пришли минитаюные ювелирные модели. 23-59 разбирался в причинах стремительной смены масштабов.
Коктейльные часы появились синхронно с эрой коктейльных вечеринок великой джазовой эпохи. Стартовавшие от позднего ланча и длившиеся до победного финала увеселительные собрания предполагали легкие платья, выкроенные по геометрии ар-деко, и не требовали парадного набора драгоценностей – колье-браслета-колец-тиары. Тогда же маленькие часики стали много популярнее ювелирных браслетов: ведь они не только украшали запястье, но были технически забавной вещицей.
Парадоксально, но их изначальная функция – показывать время – была востебована менее всего. Во-первых, с точки зрения этикета смотреть на часы для дамы считалось поступком довольно некрасивым. Во-вторых, общей атмосферой эпохи. По многочисленным литературным воспоминаниям, время было тревожное, и сбегать от ощущения помогал этот самый формат светского угарного развлечения. Часы скрывающие, а не показывающие время, можно считать удачной метафорой эпохи между двумя войнами. Циферблаты прятались за ювелирными крышками или обзаводились зайтеливыми инкрустациями, поворачивались так, чтобы их невозможно было рассмотреть, вставлялись в изделия небольшие вроде серег или подвесок, или были настолько миниатюрны, что рассмотреть время не представлялось возможным.
Элвис Пресли в коктейльных часах
Сейчас увлечение малыми формами возвращается. Первой возобновлением миниатюрной часовой традиции занялась дизайнер ювелирного и часового направления Dior Виктуар де Кастелян, парижанка с безупречными корнями. Ей, впрочем, по роду положено знать толк в таких вещах: бабушка Сильви Хеннесси без колье даже дома в сад не выходила, а двоюродный дедушка Бони де Кастелян, денди и щеголь, давал советы в частном порядке Луи Картье в отношении дизайна мужских часов. В линии La D de Dior, представленной в 2003 году, Виктуар показала миниатюрные экземпляры, самыми примечательными остаются жизнерадостные модели с цветнами цифеблатами – эмалевыми или из камней воде опала, лазурита, ляпис-лазури или малахита. Тогда же вспомнили о классической овальной модели Piaget, которую сильно любила Жаклин Кеннеди: ее теперь выпускают на металлическом мастерски сделанном браслете, который издалека напоминает сатиновую ленту.
Одной из удач жанра стоит считать Cadenas Van Cleef & Arpels. Часы, в 1937 году разработанные по дизайну гецогини Виндзорской, вернулись в обновленной линейке Cadenas и стали главной часовой премьерой уходящего года. В них все так же поворачивается циферблат, они все так же напоминают дагоценный браслет – в линейке возрожденной Cadena есть модели, покрытые бриллиантовым паважем – и все так же придают изящной тонкости женскому запястью.
Рекламная кампания Van Cleef & Arpels Cadenas
Собственно, именно это изящество и стало физиологической причиной популярности часов малых форматов. Крупные формы часов идут не всем по конституции и стилю, миниатюрные классические модели проще носить, легче сочетать не только с платьем для коктейля, но и костюмом для офиса или кардиганом для воскресной прогулки. И никто не отменял ювелирной привлекательности: современные модели щедро успыпаны драгоценными камнями, мозаиками из эмали и перламутра. Не прекращается традиция и секретных часов. Louis Vuitton в серии миниатюрных Tambour представляют серию моделей с крышкой, украшенной перламутровым вуиттоновским четырехлистником, а очертания цветка плюща украшают перевыпущенную культовую модель 60-х Jaeger Le Coultre Ivy Secret с двойным бриллиантовым ремешком-браслетом.
Jaeger Le Coultre Ivy Secret